Автомобиль с ГБО – особенности устройства


Работа машины на нескольких видах топлива дает дополнительные преимущества ее владельцу. Именно таким вариантом является автомобиль с ГБО.

Автомобиль с ГБО на сжиженном газе пропан-бутане имеет отличия в устройстве силовой установки от традиционного исполнения

Автомобиль с ГБО на сжиженном газе пропан-бутане имеет отличия в устройстве силовой установки от традиционного исполнения

Среди положительных моментов однозначными являются, во-первых, экономия на топливе. Разница в стоимости бензина и газа (как пропан-бутана, так и метана) очевидна. Во-вторых, увеличенная дальность хода. За счет полного бака бензина и баллона с газом преодолеваемый путь без дозаправки увеличивается практически вдвое.

Что такое автомобиль с ГБО

Это обычное авто, на котором смонтирован комплект газового оборудования. Он позволяет использовать газ как второй вид топлива без существенного вмешательства в конструкцию мотора. На современных системах переключение с одного вида топлива на другое выполняется автоматически, либо по желанию водителя.

Газовое оборудование может устанавливаться на машину прямо при выпуске с завода. Это идеальный вариант, сохраняющий все гарантийные обязательства производителя. Здесь двигатель полностью адаптирован для сжигания газа. Дополнительное оформление разрешения в органах дорожного надзора не требуется.

В других случаях (их большинство) газ монтируется на традиционный бензиновый двигатель в специализированных сервисных центрах. Если переделывается новый автомобиль, то гарантия на него пропадает. Также требуется пройти все этапы оформления разрешения, чтобы автомобиль с ГБО эксплуатировался законно.

Газобаллонное оборудование (ГБО)

Это комплект узлов, при помощи которых газ хранится в машине и поступает в двигатель для его работы. Они обеспечивают полную безопасность, приемлемую мощность и динамику перемещения автомобиля.

Автомобиль, использующий в качестве моторного топлива сжатый газ  метан

Автомобиль, использующий в качестве моторного топлива сжатый газ метан

В качестве топлива может использоваться два вида газа. Во-первых, сжиженный пропан-бутан. Таких автомобилей большинство. Во-вторых, сжатый метан, который получил пока меньшее распространение. Принципиальных различий в наборе узлов ГБО для этих газов практически нет, но есть некоторые особенности.

Как устроено ГБО

В каждый автомобиль с ГБО устанавливаются емкости для хранения газа в виде специальных баллонов. Для пропан-бутана и метана они существенно отличаются. Все дело в том, что сжатый метан закачивается под значительно большим давлением (до 220 бар, пропан – до 16 бар). Отсюда и особенности их устройства.

В баллон газ попадает через выносное заправочное устройство (ВЗУ), смонтированное в определенном месте автомобиля. К нему присоединяется специальный шланг от колонки заправочного терминала.

Выносное заправочное устройство для пропан-бутана, встроенное с задний бампер автомобиля

Выносное заправочное устройство для пропан-бутана, встроенное с задний бампер автомобиля

Далее через фильтр грубой очистки по газопроводу высокого давления газ поступает в баллон. При этом он проходит через узел под названием мультиклапан. Им оснащается каждый автомобиль с ГБО.

Мультиклапан, смонтированный на тороидальном баллоне для сжиженного газа

Мультиклапан, смонтированный на тороидальном баллоне для сжиженного газа

Это многофункциональное устройство, обеспечивающее автоматическое наполнение баллона до допустимого уровня. Оно же отвечает за безопасность использования газа. Из емкости пропан-бутан, проходя через электромагнитный клапан и фильтр тонкой очистки, попадает в редуктор-испаритель.

Редуктор-испаритель предназначен для преобразования пропан-бутана в газообразное состояние и получения необходимого давления

Редуктор-испаритель предназначен для преобразования пропан-бутана в газообразное состояние и получения необходимого давления

Здесь происходит переход пропан-бутана из сжиженного состояние в газообразное. После этого газ приходит на форсунки и через них попадает в цилиндры двигателя.

Блок форсунок, которыми оснащается автомобиль с ГБО

Блок форсунок, которыми оснащается автомобиль с ГБО

Все процессы работы ГБО регулируются электронным блоком управления (ЭБУ).

Электронный блок управления системой ГБО

Электронный блок управления системой ГБО

Это сложный микропроцессор, задачей которого является правильное совмещение настроек работы бензиновых и газовых форсунок.

Читайте также: Lada Largus на пропане с газовым оборудованием BRC 

Размещение

Это основные составляющие любого комплекта газового оборудования четвертого поколения, которым оснащается автомобиль с ГБО. Их правильный подбор гарантирует стабильную и производительную работу мотора. Размещение элементов ГБО делается в удобных для установки и обслуживания свободных местах подкапотного пространства и багажника. Это несколько их уплотняет, но в большинстве случаев не является критичным.

Возможность установки ГБО

Современные системы газового оборудования позволяют использовать их на моторах практически любой конструкции. Но здесь не все так просто. Например, пока не освоено ГБО для моторов с технологией комбинированного впрыска. Постепенно решается вопрос c двигателями системы Ecoboost. Иногда специалисты-установщики просто не рискуют брать ответственность за моторы автомобилей премиум-класса.

Читайте также: Специалист ГБО и обеспечение его качественной работы

Поэтому следует тщательно изучать рынок услуг по переводу машин на газ. За особо сложные варианты переоборудования берутся только ответственные сервисные центры. Как правило, они напрямую связаны с производителем ГБО и имеют возможность получать соответствующие консультации.

Автомобиль с ГБО должен пройти настройку оборудования у квалифицированного специалиста

Автомобиль с ГБО должен пройти настройку оборудования у квалифицированного специалиста

Автомобиль с ГБО комплектуется оборудованием в соответствии с видом двигателя. Для этого существуют различные поколения газового оборудования. В карбюраторных моторах используется ГБО второго поколения. Для современных инжекторных – четвертое и пятое. Также обязателен подбор составляющих ГБО (например, редукторов, ЭБУ) в зависимости от мощности двигателя.

Важнейшим элементом перевода машины на газ является квалифицированная настройка всего установленного комплекса. Для этого специалист должен обладать соответствующим компьютерным и программным обеспечением. Высокий уровень подготовки персонала позволит сделать автомобиль с ГБО экономичным и динамичным транспортным средством.

Читайте также: Безопасность ГБО на краш-тестах и ее уровень

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья депонирована и защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Похожие материалы
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x