Безопасность ГБО на краш-тестах и ее уровень


Автомобили, моторы которых работают на газе, возможно, еще у многих вызывают опасение. Ведь безопасность ГБО должна быть доказана.

Безопасность ГБО является его основным условием использования

Безопасность ГБО является его основным условием использования

Приводим несколько примеров испытаний баллонов на прочность по сравнению с бензобаком. Также стоит знать, что сама система газового оборудования имеет различные элементы защиты, не допускающие трагических последствий.

Безопасность ГБО

Сначала разберемся в возможности сохранять безопасность за счет устройств газобаллонного оборудования машины, предназначенных для этого. Для эксперимента взяли два легковых авто, оснащенных ГБО Stag. На полигоне реально была воспроизведена аварийная ситуация.

Столкновение автомобилей, оборудованных ГБО

Исходный момент — одна машина стоит неподвижно с работающим на пропан-бутане мотором. Второе авто на скорости 50 километра в час врезается ей прямо в кормовую часть. Стоящая машина оснащена тороидальным баллоном компании Stako. Он смонтирован в багажнике в нише для запасного колеса.

Тороидальный баллон в багажнике автомобиля

Тороидальный баллон в багажнике автомобиля

На движущемся автомобиле в багажнике вплотную к спинке заднего сидения смонтирован традиционный цилиндрический баллон того же производителя. На обоих автомобилях используются шланги для газа низкого давления компании Parker.

Цилиндрический газовый баллон ГБО под спинкой заднего сидения

Цилиндрический газовый баллон ГБО под спинкой заднего сидения

Для правдивой оценки ситуации используются несколько специальными камер, фиксирующих происходящее с разных точек. Снаружи их пять, на стоящем авто – три, на движущемся – две.

Целью теста является определить безопасность ГБО, которую можно оценить несколькими параметрами. Во-первых, насколько серьезными окажутся повреждения ГБО. Во-вторых, появятся ли утечки газа. Наконец, произойдет ли взрыв пропан-бутана.

Результаты столкновения

При ударе на движущемся авто частично повреждены элементы газового оборудования, расположенного под капотом. Сломан ниппель электромагнитного клапана, где крепится шланг. То есть произошла внезапная разгерметизация магистрали высокого давления перед редуктором. Отмечена утечка газа, которая имела место на протяжении 0,5 секунды.

Так выглядит результат столкновения машин

Так выглядит результат столкновения машин

Это происходило непродолжительное время благодаря срабатыванию автоматики защиты. При повреждении сработал скоростной клапан, и проход газа высокого давления был практически мгновенно перекрыт. Поэтому ни о каком возгорании газа и пожаре речь не идет. Безопасность ГБО обеспечена.

Все шланги, по которым транспортируется газ, благодаря своей эластичности сохранили целостность. Остальное оборудование ГБО не пострадало, хотя сами автомобили получили серьезные повреждения. Интересно, что двигатель движущегося автомобиля сразу же переключился на бензин и продолжал работать.

Самым потенциально опасным элементом ГБО при столкновении является газовый баллон. В данном случае крепления цилиндрической емкости не пострадали, и он остался она месте. Тороидальный баллон также не поврежден. И это при том, что пол багажника машины существенно смят при ударе. Поэтому способность баллона выдерживать большие внешние нагрузки полностью подтверждена и безопасность ГБО обеспечена.

Краш-тесты газовых баллонов и бензобака

Простой эксперимент демонстрирует надежность этих емкостей при ударе и возможность взрыва. С высоты 30 метров их поочередно сбрасывали на основание, состоящее из песка, покрытого асфальтным боем. Площадку облили горючей жидкостью и подожгли. В точке удара скорость падающей емкости составляла около 70 километров в час.

Наполненный пропан-бутаном автомобильный баллон падает, получает небольшие вмятины и находится в огне. От температуры давление газа быстро повышается. Срабатывает защитный клапан и выпускает газ наружу. Образуется горящий факел, но взрыва не происходит. Безопасность ГБО для такой ситуации обеспечена.

Безопасность ГБО - поврежденный, но не взорвавшийся газовый баллон

Безопасность ГБО — поврежденный, но не взорвавшийся газовый баллон

Баллон с метаном, падая с высоты 30 метров, полностью выдерживает удар и не получает повреждений вообще. Поэтому нет смысла держать его в огне. Такие емкости заправляются газом под давлением до 200 бар. Соответственно прочность их чрезвычайно высока и вероятность повреждения при ударе практически отсутствует.

Бензобак с топливом оказался самым уязвимым. Падая, он получил такие повреждения, которые привели к его разрушению. Бензин мгновенно выплеснулся, произошел взрыв, и бензобак разорвало полностью.

Из результатов тестов видно, что газовые баллоны достаточно прочны. В этом смысле безопасность ГБО гарантируется. Для ее подтверждения необходимо периодически производить испытания емкостей в специализированных центрах.

 

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья депонирована и защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Похожие материалы
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x