Литий для аккумуляторов электромобилей


Интерес к этому металлу возрастает с огромной скоростью. В последние годы литий для аккумуляторов становится стратегическим сырьем.

Литий для аккумуляторов электромобилей стал очень востребованным материалом

Литий для аккумуляторов электромобилей стал очень востребованным материалом

Соперничать с ним может только нефть. Потребность в ней за период с 2000 по 2019 года выросла на одну треть. За это же время спрос на литий (исчисляется в виде карбонатного эквивалента – Li2CO3) увеличился в 4,6 раза. В весовом исчислении с 68,0 до 315,0 тысячи тонн.

Почему литий для аккумуляторов так необходим

Запросы на этот самый легкий из металлов начали формироваться около тридцати лет назад. Старт дали литий-ионные батарейки компании Sony, выпущенные в 1991 году. Недорогие и надежные, они просто ошеломили всех. Далее легкие и быстро заряжаемые аккумуляторы на этой основе задали новый виток интереса к литию.

Малогабаритный литий-ионный аккумулятор

Малогабаритный литий-ионный аккумулятор

На заре повышенного потребления стояли электронные гаджеты, особенно мобильные телефоны. Но это были только предпосылки. Массовое появление электромобилей с 2010 года спровоцировало рост потребности на литий для аккумуляторов в геометрической прогрессии. К электрокарам начали прибавляться стационарные комплексы хранения энергии. В итоге использование этого металла в мире для изготовления источников питания различного назначения превысило одну треть от общей массы потребления.

Где и как используется литий

До наступления бума использования металл применялся в незначительных количествах по нескольким направлениям. Однако уже в 2018 году на изготовление аккумуляторов его ушло более 40%. Тогда в мировая добыча лития составила примерно 36,5 тысячи тонн.

Расход по остальным направлениям менее значительный. Во-первых, при изготовлении стекла и керамики потребляется 26%. Во-вторых, для выпуска смазочных материалов – около 13%. Металлургия потребляет примерно 7%, системы кондиционирования – 4%, производство полимеров и медицина по 3%.

Литий-ионная батарея электромобиля Tesla Model S

Литий-ионная батарея электромобиля Tesla Model S

Сегодня спрос на литий для аккумуляторов электромобилей вырос до 50% от общего уровня его добычи. Специалисты считают, что еще через двадцать лет эта цифра приблизится к 75%. Это подтверждается динамикой роста производства машин на электрической тяге. К концу 2010 года в мире их было около 100 тысяч единиц. Через девять лет порог в два миллиона экземпляров был преодолен.

На конец 2019 года в мире уже использовалось более 7,2 миллиона электромобилей. На будущее есть прогноз международной компании Deloitte. Через пять лет (к 2025 году) будет реализовано около 12 миллионов электрических машин. К 2030 году этот показатель составит 20 миллионов электрокаров. Это равно одной четверти глобального мирового рынка автомобилей. Соответственно, литий для аккумуляторов станет первостепенной проблемой.

Читайте также: Безанодные аккумуляторы разрабатывает компания Tesla

Каковы запасы лития в мире

Специалисты утверждают, что этого металла на планете очень много. Имеются в виду миллиарды тонн. Даже самый динамичный прогресс производства не приведет к его полному использованию. Другое дело, как добывать литий.

Интересно, что большая часть этого металла содержится в растворенном виде в морской воде. Пропорция составляет 0,17 миллиграмм лития в одном миллилитре воды. На сегодня человечество пока не владеет рентабельными технологиями такой добычи. А сам источник практически неиссякаем.

Литий для аккумуляторов добывают в Австралии в больших количествах

Литий для аккумуляторов добывают в Австралии в больших количествах

Остаются два уже освоенных способа, чтобы добыть литий для аккумуляторов. Во-первых, из солевого раствора на солончаках. Во-вторых, из сподумена (силиката лития в твердых горных породах). Естественно, что эти ресурсы не являются бесконечными, но достаточно велики. Они оцениваются примерно в 80 миллионов тонн карбонатного эквивалента (Li2CO3). Настоящий уровень потребления лития гарантирует его наличие на многие годы.

Основными владельцами лития в недрах земли являются всего пять стран. Это Австралия, Китай, Боливия, Чили и Аргентина. Суммарно они владеют примерно 90% мировых запасов. Среди всех, лидером по добыче сегодня является Австралия.

Читайте также: Проточная батарея как альтернатива аккумулятору электромобиля

Уровень добычи

В 2019 году мировая добыча лития превысила 400 тысяч тонн. Большего по существующим технологиям и организации производства добиться не удалось. По прогнозам литий для аккумуляторов в ближайшее время потребуется в количестве около 700 тысяч тонн. С учетом других отраслей промышленности суммарная цифра составит примерно один миллион тонн.

Количество добываемого лития в мире растет с каждым годом

Количество добываемого лития в мире растет с каждым годом

Налицо недостаток возможностей по добыче лития. Это требует вложения новых инвестиций в добывающую промышленность этого направления. Такой ход вполне реален. Достаточно вспомнить последнее решение (декабрь 2020 года) Европейского Союза – «Зеленый курс». Он предусматривает к 2030 году снизить выбросы CO2 на 55% против уровня 1990 года. Далее к 2050 году их не должно быть вообще.

Чтобы реализовать эти планы, нельзя обойтись без значительного роста производства электромобилей. Поэтому потребуется существенное увеличение изготовления аккумуляторов для них. Причем речь идет и о большегрузных машинах, и об автобусах на электрической тяге. Значит вполне вероятны субсидии в развитие отрасли, добывающей литий. Возможно, что по примеру Европы могут последовать и другие страны.

Читайте также: Органический аккумулятор разрабатывается компанией Mercedes-Benz

Сколько стоит литий для аккумуляторов

Цена на этот металл изменяется в зависимости от спроса на него и уровня добычи. В далеком 2004 году она составляла около $2,0 тысяч за одну тонну. Через десять лет (к 2015 году) за этот же объем металла необходимо было заплатить уже шесть тысяч долларов. Максимальная стоимость в $20,0 тысяч зафиксирована в 2018 году. После этого она начала снижаться и сегодня цена одной тонны карбонатного эквивалента держится на уровне 6 750 долларов.

 

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Похожие материалы
0 0 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x