Мультиклапан газового оборудования и наполнение баллона газом

От правильно выполненной заправки газом зависит не только дальность поездки автомобиля. Мультиклапан газового оборудования в этом процессе играет другую очень важную роль.

Мультиклапан газового оборудования автомобиля является важной составляющей частью

Мультиклапан газового оборудования автомобиля является важной составляющей частью

Речь идет о безопасности при наполнении газом баллона автомобильного ГБО. От того, насколько правильно выполнена эта операция, зависит безопасность автомобиля и состояние здоровья людей, перемещающихся на транспортном средстве, которое использует сжиженный газ в качестве топлива.

Мультиклапан газового оборудования и безопасное заполнение баллона

Этот многофункциональный и поэтому сложный по конструкции узел, обеспечивает правильное автоматическое прохождение процесса закачки сжиженного газа в емкость баллона.

Особенности наполнения баллона газом

Это первый процесс в последовательной цепочке от наполнения заправочной емкости автомобиля газом и до его транспортировки в двигатель. Здесь задачей мультиклапана является принятие требуемого количества горючего.

Дело в том, что сжиженный газ по своим химическим особенностям постоянно пребывает в двух состояниях – сжиженном и газообразном. Газообразное возникает вследствие испарения сжиженной составляющей этого продукта.

Находясь в емкости (в нашем случае в баллоне, установленном в автомобиле), его сжиженная доля занимает нижнюю часть баллона, а газообразная располагается сверху. Для каждого из этих состояний должно быть обеспечено достаточное количество объема баллона, чтобы процесс испарения проходил безопасно. Для сжиженной части такой нормой является 80% объема баллона и остальные 20% предназначены для паровой фазы.

При возможном нагреве по самым разным причинам, например от наружной температуры воздуха, сжиженная часть, кроме естественного испарения, начинает дополнительно переходить в газообразное состояние. Это приводит к увеличению давления в емкости.

Если газ при заправке был закачан с избытком, то для его газообразной части остается мало места, чтобы обеспечить безопасное нахождение. Давление в баллоне начинает расти и это увеличивает риск достижение его предельной величины.

Поэтому, первым и главным назначением мультиклапана является обеспечение при заправке газом принятия такого его количества, которое не приведет в дальнейшем к вышеизложенной ситуации.

Читайте также: Опасен ли газовый баллон в автомобиле

Как это происходит

Мультиклапан газового оборудования имеет в своей конструкции, так называемое отсечное устройство. Его назначение состоит в том, чтобы в нужный момент при заполнении баллона газом, автоматически прекратить этот процесс. Отсечка представляет собой механическую пружинно-рычажную конструкцию, собранную в пластиковом корпусе.

Оценка уровня заполнения баллона производится специальным поплавком, который прикреплен к отсечному устройству при помощи рычага.

Расположение поплавка при незаполненном баллоне

Расположение поплавка при незаполненном баллоне

Поплавок, поднимаясь в процессе заправки, одновременно перемещает рычаг вверх. При достижении предельно допустимого уровня наполнения рычаг проворачивает свою оконечность, имеющую форму полумесяца и выводит из зацепления шток отсечного устройства.

При допустимом заполнении баллона газом поплавок поднимается вверх и приводит в действие отсечное устройство

При допустимом заполнении баллона газом поплавок поднимается вверх и приводит в действие отсечное устройство

Он освобождается, проскакивает мимо полумесяца, в который до этого упирался своим концом, и при этом прекращается поступление газа. Процесс сопровождается специфическим металлическим звуком (похоже на срабатывания трещотки).

Риски переполнения баллона газом

Теперь понятно, что если водитель погнался на заправке за достижением максимального наполнения баллона, то при определенных условиях давление в баллоне может возрасти до недопустимых величин.

Возможные последствия переполнения автомобильного тороидального газового баллона

Возможные последствия переполнения автомобильного тороидального газового баллона

Опасно ли это? Опыт некоторых владельцев автомобилей, использующих газ вместо бензина, может дать повод сказать, что ничего страшного не произойдет. Но им просто пока повезло. Переполнение баллона по многолетнему опыту газовиков однозначно опасно.

Это аксиома, прописанная в правилах использования газа, и, к сожалению, подтвержденная несчастными случаями с серьезными последствиями. Не следует повторять их печальный опыт, ведь не известно, кто из отчаянных и безответственных пользователей может пополнить ряды неудачников.

Некоторые владельцы автомобилей с ГБО умышленно отключают всевозможными способами функцию мультиклапана, связанную с контролем уровня наполнения баллона, чего категорически делать нельзя. Переубедить их в обратном очень сложно, остается только «пожелать успеха» в безопасной эксплуатации такого оборудования и помнить, что в автомобиле иногда они перемещаются не только в одиночку.

Есть ли защита

К счастью, для предупреждения непредусмотренного роста давления газа, мультиклапан газового оборудования имеет в своей конструкции специальное устройство – предохранительный сбросной клапан.

Не следует понимать, что он предназначен именно для таких пользователей, которые постоянно переполняют баллоны. Его задача обезопасить водителя и пассажиров автомобиля в случаях, когда давление возрастает выше нормы при нештатных ситуациях.

 

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещено любое копирование без моего разрешения.