Электромобили и литий — как балансирует рынок потребителей

Не приведет ли рост производства электрокаров, а значит и аккумуляторных батарей, к проблемам в их использовании?  Электромобили и литий стали двумя составляющими одного вопроса.

Электромобили и литий - единое целое одного вопроса

Электромобили и литий — единое целое одного вопроса

Этот серебристо-белый металл, сейчас массово применяемый для изготовления источников питания, за последнее время начал пользоваться огромным спросом. Причем речь идет не только об электромобилях, но и о других различных перспективных вариантах глобальной электрификации.

Электромобили и литий должны сосуществовать

Производителей и владельцев машин на электрической тяге волнует вопрос о возможном дефиците лития, что может существенным образом повлиять на положение тех и других.

В чем суть проблемы

Динамика спроса потребителями и предложения производителями лития была изучена и проанализирована французским агентством по управлению окружающей средой и энергетикой. В распространенном отчете сделан вывод, что дефицит этого металла может начать сказываться на производстве и использовании электромобилей только в том случае, если их количество в общем потреблении на мировом рынке превысит 75 процентов.

Литий - металл для производства эффективных аккумуляторных батарей

Литий — металл для производства эффективных аккумуляторных батарей

Причем, вряд ли это будет природный недостаток в прямом понимании этого слова, скорее на поставки лития будут оказывать влияние другие факторы. К ним следует отнести экономическую монополию на добычу тех стран, которые владеют запасами минерала, геополитические интересы игроков рынка, а также экологический фактор.

Монополия добытчиков

Аналитики называют три главных разработчика запасов лития – это чилийско-аргентинская компания Abemarle, FMC из Соединенных Штатов Америки и чилийская SQC. Совместно они добывают и поставляют на мировой рынок около 50% лития.

Мировые центры добычи лития

Мировые центры добычи лития

Другие, менее мощные предприятия, больше выполняют вспомогательную роль, связанную с разведывательной деятельностью нахождения минерала, разработкой предложений по возможностям и способам его освоения. Существенного влияния на рынок сбыта лития они не имеют, и это опять же связано с наличием давно существующих и работающих в этой сфере вышеназванных компаний.

Вряд ли монополисты в ближайшее время намерены с кем-то делить свои позиции, а это означает их существенное влияние на то, чтобы электромобили и литий могли удачно зависеть друг от друга.

Читайте также: Программа замены батарей электромобилей на новые для жителей Японии

Геополитические интересы

В глобальном масштабе мировые потребности в литии разделяются между двумя регионами – Атлантическим, куда следует отнести производителей батарей из Америки и Европы и Азиатским, где основным потребителем лития является Китай. Поднебесная имеет и свои запасы этого минерала, но их при огромной потребности в литий-ионных батареях для производимых электромобилей, не хватает. Поэтому дополнительно идет поставка из Австралии.

Литий-ионная батарея электромобиля

Литий-ионная батарея электромобиля

Следует отметить, что горнодобывающие компании этой страны имеют существенный вес в Азиатском регионе. В 2016 году ими, вместе с Чили и Аргентиной, удалось добыть 80% лития, поставленного на мировой рынок. Причем, именно Австралия тогда оказалась лидером среди этих трех стран.

Имея такой расклад по производителям и потребителям лития, основная проблема его поставок и возможного дефицита состоит сегодня в неопределенности торговых отношений. Она заключается в противостоянии и агрессивности торговой политики между Китаем и Соединенными Штатами Америки.

Читайте также: Повторное использование отработанных батарей от электромобилей Nissan Leaf

Экологический фактор

Как отмечается в исследовании, он состоит в том, что определенное количество разведанного лития размещается в недрах, представляющих собой площади, труднодоступные для разработок. Имеются в виду угодья, на которых ведется сельскохозяйственное земледелие и заповедные участки.

Это влияет на получение разрешения под разработку территорий и может осложнить добычу лития.

Стоимость добываемого лития

Сегодня, в связи с интенсивным производством электромобилей, которое имеет тенденцию на дальнейшее увеличение темпов, спрос на литий значительно возрос. Это, с учетом приведенных фактов, вынуждает производителей аккумуляторных батарей, заключать контракты на его поставку по очень высокой стоимости.

Добыча лития

Добыча лития

Электромобили и литий становятся едины, и если ранее время действия договоров ограничивалось периодом от одного до трех лет, то сейчас эти их сроки становятся более длительными. С одной стороны это как бы дает некоторую гарантию на стабильную поставку материала в течение срока договора, но с другой приводит к появлению дополнительного условия по постепенному индексированию цены.

Тем не менее, исследователи процесса добычи и потребления лития отмечают, что в структуре общей стоимости литий-ионной аккумуляторной батареи стоимость самого лития составляет не более двух процентов. А это не оказывает существенного влияния на итоговую цену электромобиля.

 

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещено любое копирование без моего разрешения.