Как устроено ГБО автомобиля 4 поколения и его составные части

В статье рассказывается доступным языком об основных составляющих и как устроено ГБО автомобиля, который в качестве моторного топлива использует сжиженный газ пропан-бутан. 

Этот комплект поможет разобраться как устроено ГБО 4 поколения

Этот комплект поможет разобраться как устроено ГБО 4 поколения

Здесь не ставится задача после ознакомления с материалом стать специалистом в этом вопросе и научиться монтировать ГБО самому. Однако если вы закажите работу по переводу автомобиля на газ, то сможете на нормальном уровне пообщаться с исполнителями и проконтролировать их работу.

Как устроено ГБО автомобиля

Для удобства рассмотрения отследим устройство ГБО от точки закачки газа в баллон автомобиля и до его сжигания в двигателе.

Размещение элементов ГБО на автомобиле

Размещение элементов ГБО на автомобиле

Итак, газ поступает из заправочного шланга через ВЗУ (внешнее заправочное устройство) и мультиклапан в баллон. Затем по магистрали высокого давления под днищем автомобиля доставляется в подкапотное пространство к электромагнитному клапану. Очистившись в нем от крупных загрязнений, топливо поступает в редуктор. На этом этапе происходит его испарение и снижение давления. После редуктора, пройдя фильтр тонкой очистки, газ через форсунки дозированными порциями и в нужные моменты времени попадает в цилиндры двигателя, где сгорает. Всем этим управляет специальная газовая электроника.

Рассмотрим все узлы ГБО и компоненты процесса более подробно.

ВЗУ и газовые магистрали

Внешнее заправочное устройство – это узел, через который производится подключение заправочного шланга к ГБО автомобиля.

ВЗУ в бампере автомобиля

ВЗУ в бампере автомобиля

Оно, как правило, размещается снаружи автомобиля и может монтироваться тремя способами по выбору владельца автомобиля – под задним бампером, врезаться в тело бампера, а также располагаться под заправочным лючком, рядом с бензиновой заправочной горловиной.

Занимаясь вопросом — как устроено ГБО, нужно понимать, что магистрали — это трубопроводы из специальной резины или пластика, по которым газ высокого и низкого давления перемещается между компонентами газобаллонной установки. Поскольку давление разное, то и требования к ним так же отличаются. Для высокого давления требования по прочности выше, и наоборот.

От ВЗУ газ под высоким давлением через мультиклапан поступает в баллон.

Баллон

Это емкость для хранения запаса газа, представляющего в данном случае смесь пропана и бутана. Она находится в баллоне в естественном сжиженном состоянии под давлением около 16 атмосфер.

Тороидальный баллон с мультиклапаном

Тороидальный баллон с мультиклапаном

Баллоны бывают двух видов – цилиндрические и тороидальные (в виде «бублика»). Какой из них применить для использования в автомобиле, решается исходя из возможностей места для его размещения и желания владельца.

Мультиклапан

Этот узел вкручивается на резьбе в горловину баллона. Мультиклапан очень важная деталь ГБО, основным назначением которого является обеспечение безопасности при наполнении и расходовании газа.

Для этого в его конструкции предусмотрены следующие основные элементы:

1) поплавок, который контролирует уровень заполнения баллона. По мере процесса поступления газа он приподнимается, и когда количество топлива достигает 80% объема баллона, поплавок воздействует на ограничитель, который останавливает процесс заправки.

Мультиклапан

Мультиклапан

Изучая, как устроено ГБО, в этом моменте нужно знать, что оставшиеся 20% в баллоне нужны для создания безопасного расширения газа для его естественного испарения. При расходе газа поплавок также отражает его остаток двумя возможными способами. Первый — через стрелку, соединенную с ним, и размещаемую под пластиковой крышкой на мультиклапане. Второй — через специальный датчик, который передает информацию по проводам на индикатор в салоне;

2) аварийный клапан, назначением которого является сброс давления газа из баллона, если оно по какой-то причине превысило допустимые пределы. Для этого устройство подвергается специальной настройке;

3) скоростной расходный клапан, который предназначен для срочного прекращения подачи газа (отсечки) из магистрали высокого давления (от баллона до редуктора) в случае резкого повреждения самой магистрали или мест ее присоединения.

Его принцип работы основан на том, что при обрыве начинается резкий выход газа в большом количестве. Клапан мгновенно реагирует на это и прекращает подачу газа, обеспечивая безопасность.

Читайте также: ГБО Lovato четвертого поколения

На мультиклапане предусмотрены два штуцера — входной, по которому газ поступает в баллон и выходной, через который топливо из баллона уходит к редуктору. К выходному штуцеру топливо подается через заборную трубку, нижний срез которой располагается на уровне днища баллона.

Полное и быстрое перекрытие мультиклапана осуществляется вентилем. Следует еще раз отметить, что именно мультиклапан является одним из самых важных элементов при ознакомлении с тем, как устроено ГБО.

От этого места газ вод высоким давлением поступает по магистрали, закрепленной к днищу автомобиля, под капот, где на его пути оказывается электромагнитный клапан.

Электромагнитный клапан

Электромагритный клапан

Электромагритный клапан

Он выполняет две функции в ГБО – прекращает подачу газа, когда мотор работает на бензине (это делается автоматически), и производит очистку газа, находящегося еще в сжиженном состоянии, через фильтр, входящий в состав его конструкции.

Пройдя предварительную очистку, газ от электромагнитного клапана по магистрали высокого давления приходит к редуктору.

Редуктор

От этого узла зависит очень многое в работе газового оборудования автомобиля. В редукторе газ высокого давления за счет обогрева испаряется, а давление преобразуется из высокого (примерно 15 атмосфер) в низкое (около одной атмосферы).

Обогрев редуктора осуществляется за счет подключения его к системе охлаждения двигателя. Через два специальных штуцера на корпусе он врезается в магистраль системы охлаждения автомобиля, и горячий тосол, проходя через полости в редукторе, нагревает газ и он испаряется.

Газовый редуктор

Газовый редуктор

Редуктор способен изменять свою производительность в предусмотренных для него пределах, что происходит автоматически в зависимости от разряжение во впускном коллекторе. Этот узел мотора соединяется с редуктором через вакуумную трубку. Это важный момент для понимания как устроено ГБО.

Проходя через специальные клапаны в редукторе, газ изменяет свое давление в сторону снижения и в подогретом состоянии поступает в фильтр паровой фазы газа и форсунки.

Фильтр и форсунки

К фильтру газ поступает по магистрали низкого давления. Здесь происходит его окончательная (тонкая) очистка теперь уже в газообразном состоянии.

Фильтры тонкой очистки газа

Фильтры тонкой очистки газа

Далее топливо подается к форсункам, которые могут представлять собой как одиночные детали, так и смонтированные в блок сразу четыре (или более по числу цилиндров) форсунки. Они должны быть жестко закреплены на надежной основе.

Форсунки подключаются к мотору при помощи специальных штуцеров. Для этого в его коллекторе сверлятся отверстия, нарезается резьба и в нее вкручиваются эти изделия. Форсунки и штуцера соединяются между собой при помощи гибких шлангов, надежно закрепленных качественными хомутами.

Форсунки с присоединительными штуцерами

Форсунки с присоединительными штуцерами

Далее через форсунки газ строго дозированными порциями поступает в цилиндры двигателя и там сгорает, приводя его в работу. Управление дозированием выполняет электронный блок управление (ЭБУ).

Читайте также: Toyota Corolla на сжиженном газе

Электронный блок управления

Его задача, если сказать просто, состоит в том, чтобы снять данные по впрыску с бензиновых форсунок и пересчитать их на газ. После этого подать необходимые импульсы на газовые форсунки и тогда мотор будет работать и на бензине, и на газе одинаково успешно.

Электронный блок управления ГБО

Электронный блок управления ГБО

ЭБУ подключается к системе электроники автомобиля и работает совместно с ней, поддерживая все заложенные производителем автомобиля регулировочные параметры. Это обеспечивает необходимые технические характеристики машины, и водитель практически не ощущает разницы в используемом топливе.

Что в итоге

Ознакомившись, как устроено ГБО, в завершение следует сказать, что все его составляющие, особенно редуктор и форсунки, должны подбираться в зависимости от мощности мотора. В противном случае получить нормальную отдачу от установленного газового оборудования не получится.

Кроме этого для достижения хорошего результата необходим качественный монтаж ГБО и его квалифицированная настройка.

 

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещено любое копирование без моего разрешения.