Газовый баллон в машине при правильном пользовании не опасен

Многие считают, что газовый баллон в машине при переводе ее на пропан вместо бензина, представляет серьезную опасность и это является причиной отказа от применения этого вида топлива.

Газовый баллон в машине

Газовый баллон в машине

Безусловно, любой газ, являясь горючим и взрывоопасным веществом, не может не представлять опасности. И лучше об этом знать, чем слепо верить в то, что здесь нет проблем. А что бензин абсолютно безопасен? Поэтому, поскольку все считают наиболее опасным предметом ГБО автомобиля именно газовый баллон, то следует представлять его прочностные возможности и способность противостоять критическим нагрузкам, которые могут возникнуть при различных жизненных ситуациях, в том числе и при дорожных происшествиях.

Газовый баллон в машине и его безопасность

Чаще всего можно слышать такие выражения, как «баллон с газом это бомба и он взрывается». Сказанное производит гнетущее впечатление и заставляет задуматься. Давайте разберемся и рассмотрим аргументы «против» в нескольких характерных опасных ситуациях.

Разрыв баллона от удара

Перед тем, как предложить использовать баллон для хранения в нем газа в машине, разработчики конструкции и производители учли все вероятные случаи взрыва и продумали прочностные возможности этого сосуда.

Основной момент здесь – это толщина металла стенки баллона. Ее минимальная величина составляет не менее трех миллиметров для баллона самой маленькой емкости. С увеличением объема баллона толщину стенки делают больше, и она может достигать пяти миллиметров. Прочностные возможности металла такой толщины достаточно велики.

Цилиндрический газовый баллон в багажнике автомобиля

Цилиндрический газовый баллон в багажнике автомобиля

Кроме этого автомобильные баллоны, наполненные газом, подвергают комплексу всеобъемлющих испытаний на прочность, имитируя возможные ситуации:

  • воздействие открытым огнем – на случай, если в автомобиле возникнет пожар и баллон окажется в его очаге;
  • сброс с высоты – если предположить, что баллон оторвался от места закрепления и его нахождение вследствие этого не контролировано;
  • попадание пуль от огнестрельного оружия – если совершено такое нападение.

Во всех этих случаях газовый баллон в машине показывал положительны результаты, тем самым подтверждая многократный запас прочности. Кроме этого, в процессе использования они должны проходить периодические испытания (1 раз в два года) избыточным давлением, чтобы подтвердить с течением времени свою возможность противостоять нагрузкам.

Тороидальный баллон Atiker емкостью 52 литра

Тороидальный баллон Atiker емкостью 52 литра

Имея такую прочность, установленный в багажнике автомобиля баллон, может в случае удара другим автомобилем сзади, не только не взорваться, а даже сыграть роль усилителя кузова, уменьшив величину деформации.

Были проведены крэш-тесты таких случаев, в том числе и зарубежными испытательными центрами, и результаты показали достоверность вышеизложенного заключения. Так, в заднюю часть стоящего автомобиля, где вместо запаски в нише багажника установлен тороидальный газовый баллон, на скорости 60 километров в час врезается другая машина.

Крэш-тест испытания газового баллона в машине при столкновении

Крэш-тест испытания газового баллона в машине при столкновении

После этого, осмотр места повреждения показал, что баллон не только не взорвался, но даже предотвратил от полного смятия большую часть багажного отделения. В то же время капот автомобиля, совершившего наезд, пострадал значительно больше.

Разрыв от внутреннего давления

На заправках газовый баллон в машине закачивают под давление до 16 атмосфер. Это не малая величина, но без этого заправить нужное количество топлива невозможно. К тому же пропан-бутановая смесь, находясь сразу в двух состояниях – сжиженном и газообразном, имеет физическое свойство испаряться при нагреве, увеличивая давление в емкости. Например, заехав в холодное время года в теплое помещение, испарение увеличится, и давление газа в баллоне через некоторое время возрастет.

И хотя он имеет запас прочности, по требованиям безопасности для страховки баллон на заправочных станциях заполняют только на 80%. Оставшаяся незаполненная часть нужна как раз для того, чтобы при таком испарении жидкой составляющей давление не превысило безопасную величину.

Заполнение емкости «под завязку» на все 100% объема приведет к тому, что в ней не останется свободного пространства для накопления паров газа, что создаст повышенное давление. Но даже это не приведет к тому, что баллон разорвется. Ведь на баллонах для ГБО монтируется мультиклапан с устройством для автоматического сброса опасного избыточного давления. Он сработает, и газ просто выйдет в атмосферу, но баллон не пострадает.

Мультиклапан, смонтированный на тороидальном газовом баллоне

Мультиклапан, смонтированный на тороидальном газовом баллоне

В такой ситуации есть другая опасность – загазование помещения, куда произошел сброс газа. Если это случилось, то нужно немедленно принять соответствующие меры, чтобы обезопасить всех и себя в том числе – проветрить гараж. Конечно, будет жалко газа, бесцельно выпущенного в атмосферу, ведь за него были заплачены деньги.

Положение поплавка мультиклапана в баллоне: слева - при заполненном баллоне, справа - при пустом

Положение поплавка мультиклапана в баллоне: слева — при заполненном баллоне, справа — при пустом

А мультиклапан, как теперь понятно, штука очень нужная. Мало того, что он сбросит опасное давление, но если ему не мешать, то это устройство предотвратит переполнение баллона при заправке. Реагируя на степень наполнения, в нужный момент закачка газа будет остановлена автоматически специальным отсечным устройством, входящим в его конструкцию.

Для желающих затолкать в газовый баллон в машине как можно больше топлива теперь должно быть понятно, что выводить из строя отсечное устройство категорически не желательно.

Разрыв газовой магистрали

Эта ситуация вполне реальна при определенных обстоятельствах. Ведь трубопровод, по которому газ из баллона в багажнике (или под ним) доставляется к редуктору в подкапотное пространство, расположен под всем днищем автомобиля. Наезд на непредвиденное препятствие с касанием или не качественно закрепленная и провисшая газовая магистраль могут привести к обрыву трубопровода и выходу газа под днище автомобиля. В такой ситуации он начнет истекать очень быстро и в большом количестве.

Газовая магистраль под днищем автомобиля

Газовая магистраль под днищем автомобиля

 

Баллон защищен и от этого. В конструкции того же мультиклапана имеется, так называемый, скоростной клапан. Это устройство, реагирующее на резкое понижение уровня жидкой составляющей газа в баллоне. Если топливо начинает расходоваться со значительно большей, чем обычно скоростью, скоростной клапан фиксирует этот факт и предотвращает выход газа, закупоривая баллон. При таком происшествии дальнейшее движение автомобиля возможно только на бензине, пока дефект не будет устранен.

Попадание баллона в очаг пожара

Если предположить, что газовый баллон в машине при пожаре охвачен пламенем, что произойдет? Не один проведенный эксперимент показал, что качественный баллон с исправным мультиклапаном, в такой ситуации не взрывался.

Происходило следующее. При нагреве жидкая фаза газа интенсивно испарялась, давление повышалось, и в итоге при 25-ти атмосферах срабатывал предохранительный сбросной клапан. Он открывался, и газ выходил наружу, но баллон не взрывался. После такого происшествия, конечно, и баллон и мультиклапан следует заменить, но если все-таки автомобиль горит, то его взрыв в десятки раз опаснее.

Читайте также: Запах газа в автомобиле

Что в итоге

Мнения о газовом баллоне в системе ГБО автомобиля как потенциальном источнике взрыва преувеличены. Если он качественный, правильно установлен и заправлен в соответствии с требованиями, то также не может стать и первопричиной пожара. Этого не произойдет даже при ударе и возникновении искры, ведь он герметичен, в нем нет воздуха для поддержания горения. Именно этим газовый баллон в машине и отличается от бака для хранения бензина.

 

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Это статья защищена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещено любое копирование без моего разрешения.

 

Источник: gboteh