Электромобиль Запорожец существовал еще в прошлом веке

Для 1973 года электромобиль Запорожец имел неплохие характеристики по запасу хода и скорости. Машина получила признание специалистов, но дальше все оказалось не просто.   

Электромобиль Запорожец

Электромобиль Запорожец

Такие данные имеются, и особенно интересны сейчас, когда автомобили на электричестве приобретают все большее распространение.

Что умел электромобиль Запорожец

Электропривод к нему сконструировали в запорожской «машинке» (местное название машиностроительного института, сейчас — Технического университета). Известная на весь СССР микролитражка еще в 1973 году стала электромобилем. Однако  дальше эксперимента дело не пошло.

Силовые возможности

Машина получила неплохие по тем временам характеристики. Электромотор мощностью 4 кВт позволял развивать скорость 60 километров в час.

Моторный отсек электрокара Запорожца

Моторный отсек электрокара Запорожца

Она достигалась за 8 секунд, а проехать без подзарядки этот образец мог целых сто километров.

Особенности устройства

Уже тогда изобретатели этого электромобиля применили в его конструкции решения, которые сейчас считаются самыми передовыми. Речь идет о возможности выработки электричества во время торможения.

В составе силовой установки использовался импульсный преобразователь энергии, построенный на полупроводниковой основе. Он и являлся той конструкцией, которая обеспечивала процесс, в настоящее время называемый рекуперацией. Сегодня практически каждый электромобиль оснащен таким устройством.

Преобразователь также существенно повышал плавность изменения режимов работы силового агрегата и уменьшал  потери на сопротивлениях. Это позволяло электромобилю в процессе перемещения выглядеть не хуже его аналога с традиционным двигателем.

Электромобиль Запорожец — дальнейшая судьба

Создатели машины в 1974 году приняли участие в популярной тогда выставке ВДНХ. Молодежный коллектив со своим электромобилем ЗАЗ 968 Электро получил специальную медаль. По оценке специалистов выставленный экземпляр соответствовал готовности к серийному производству.

Запорожский автомобильный завод ЗАЗ

Запорожский автомобильный завод ЗАЗ

Однако энтузиасты не получили поддержки. Оппоненты утверждали, что в этом нет  смысла. Бензин стоил совсем дёшево, а организация постановки на серийный конвейер требовала больших затрат. Отсутствие вредных выбросов также не стало аргументом, и волновал этот момент тогда совсем не многих.

Сохранилось только несколько фотографий, на которых молодые энтузиасты запечатлены со своим детищем. Передовые мыслители в конструировании автомобилей будущего в Запорожье были уже тогда. Просто их идеи оказались не востребованы и появились не в то время. К сожалению, электромобиль Запорожец не смог стать похожим на электромобиль Tesla, запущенный в космос.

Читайте: Электромобиль Tesla Roadster запущен к планете Марс

Никто не сдался

К созданию электрического автомобиля в Запорожье снова вернулись через двадцать лет. Тогда в 1991 году инициатива исходила уже от работников автомобильного завода ЗАЗ. Модель Таврия 1102 стала основой, над которой потрудились авторы.

ЗАЗ Таврия 11091 Электро

Появился прототип под названием ЗАЗ Таврия 11091 Электро. Его оснастили электромотором мощностью 25 кВт и свинцово-кислотными аккумуляторами. Наибольшая скорость, которую мог обеспечить двигатель, составляла 90 километров в час. Разработчики заявили дальность хода на одном заряде источника питания 130 километров. Зарядить батарею можно было за 8 часов.

Размещение аккумуляторов в моторном отсеке ЗАЗ Таврия 11091 Электро

Размещение аккумуляторов в моторном отсеке ЗАЗ Таврия 11091 Электро

Аккумуляторный  блок выдерживал около 400 зарядных циклов, что обеспечивало до 50 тысяч километров пробега. После этого электромобиль Запорожец ЗАЗ Таврия 11091 Электро  требовал замены батареи. Она полностью изнашивалась и не подлежала эксплуатации.

Эта попытка начать серийное производство электромобиля на ЗАЗе также не удалась. А ведь модель была к этому готова. Главными потребителями такой продукции виделись страны западной Европы.

Но, сначала не оказалось средств для организации конвейера, а топом подоспело время развала Советского Союза. Здесь уже совсем было не до электромобилей.

ZAZ Lanos Pick-up Electro

Это последняя электрическая модель  автозавода из Запорожья 2010 года. Электромотор мощностью 15 кВт и источник питания в виде восьми аккумуляторов представляли его силовую установку. Она давала возможность пикапу преодолеть на одном заряде около 100 километров пути.

ZAZ Lanos Pick-up Electro

ZAZ Lanos Pick-up Electro

Из-за больших габаритов батарей одна их часть располагалось под капотом, а другая в отсеке для грузов. Было изготовлено несколько экземпляров электромобилей, но на этом все закончилось. Проект закрыли, посчитав его нецелесообразным.

Что в итоге

Электромобиль Запорожец в своем первом исполнении дал старт применения электричества в автомобильном приводе марки. Печально, что все так завершилось, но память о прошлых достижениях вселяет веру, что все вернется.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Это статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Источник: avtolubiteli