Проблемы электромобилей в бывших странах СНГ и Балтии

Пресс-центр Sputnik 12 февраля 2018 года провел видеомост, где рассматривались проблемы электромобилей в бывших странах СНГ и Балтии. Рассмотрим его итоги.

Проблемы электромобилей - отсутствие зарядных станций

Проблемы электромобилей — отсутствие зарядных станций

Речь шла о вопросах расширения рынка продаж и условиях пользования электромобилями в Беларуси, Украине, Молдове, Эстонии и Кыргызстане.

В чем заключаются проблемы электромобилей в бывших странах СНГ и Балтии

На телеконференции специалисты по авторынкам рассказали о ситуации в каждом из регионов. Прогнозировалось дальнейшее увеличение количества электрических машин.

Из проведенного общения становится понятным, как велико отставание от Европейских стран, США и Китая. Именно эти государства сейчас являются лидерами по вытеснению традиционных машин и их замещению электрокарами.

Беларусь

От этой страны проблему анализировал Владимир Нистюк – руководитель ассоциации «Возобновляемая энергетика». Он считает, что основой для увеличения возможностей приобретения электрокаров является наличие доступной электроэнергии. Ведь именно ею предстоит заряжать их батареи.

Это касается как стоимости, так и точек подключения для ее отбора. Платежеспособность населения – второй основной фактор для приобретения такой техники.

Проблемы электромобилей в Беларуси достаточно существенные. Пока нет инфраструктуры для них – сервиса, ремонта и зарядных станций. Тем не менее, совсем скоро будут серийно выпускаться электрокары, собранные на заводе этой страны. По Минску уже курсируют электробусы белорусской сборки.

Читайте также: Zotye – электрокар из Беларуси

Кроме этого, есть несколько зарядных электрических станций, работающих на солнечной энергии. В 2019 году государство планирует принять соответствующий закон об электроэнергетике. Он урегулирует многие вопросы, в том числе и в отношении электромобилей.

Перспективы

Специалист отметил, что, их массовое использование в его стране наступит лет через десять – пятнадцать. Искусственно подталкивать многие технологические процессы нельзя. Ко всему нужно идти постепенно. Иначе есть риск получить в результате таких инициатив много разноплановых проблем.

Белорусский седан Zotye Z500EV

Белорусский седан Zotye Z500EV

Например, для электробусов в Минске разработаны и действуют интерактивные остановки. На них можно пополнить запас электричества. Это показатель поэтапного решения одной из главных проблем электрического транспорта – подзарядки батарей.

Проблемы электромобилей в Молдове

Николай Некрасов – директор автосалона отметил, что особенностью молдавского национального авторынка является то, что он пока очень мал. Это не привлекает крупных продавцов электрических машин. Влияет и отсутствие каких-либо льгот на их приобретение. Такой факт не дает возможности привлечь к покупке большинство населения.

Тем не менее, в середине 2016 года власти уделили этому вопросу внимание. Сделан первый шаг в сторону улучшения ситуации — исключение НДС при ввозе электромобилей. Вторым положительным моментом должно стать принятие весной 2018 года закона об утилизации отходов. Он касается и утилизации аккумуляторных батарей.

Электромобиль BMW i3

Электромобиль BMW i3

Полное отсутствие инфраструктуры для пользования машинами на электрической тяге также не способствует расширению их продаж.

Какова ситуация сейчас

Нельзя сказать, что в Молдове электромобилей нет вообще. Они есть, но таких машин очень мало. Прогнозируя их массовое появление, специалист отметил, что это может случиться не ранее 2021 года. Причем, в это время появятся вероятнее всего подержанные экземпляры.

Приток новых следует ожидать только к 2025 году. Тогда проблемы электромобилей будут частично решены. В общей доле продаж машины на электрической тяге могут составить одну треть не ранее 2028 года.

Украина

От этой страны выступил Олег Нестеренко — генеральный директор ВААИД (Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров). Он отметил, что государством в 2016 году была отменена пошлина на ввоз электромобилей в Украину.

Она составляла 10% от его стоимости. Это сразу же дало положительный результат – количество ввозимых электрокаров выросло вдвое.

С начала 2018 года вступила в действие отмена акцизного сбора и НДС на ввозимые электромобили. Остаются обязательными к оплате только регистрационный налог и пенсионный сбор. Поэтому, тенденция такова, что ожидается дальнейший рост количества электрических машин.

Tesla Model 3

Tesla Model 3

Сейчас рынок продаж электрокаров, также, как и в Молдове, небольшой. Это говорит о том, что проблемы электромобилей весьма существенные. Но, январь месяц этого года уже показал увеличение ввоза на 19% против января 2017 года.

Предполагается, что за год их количество должно возрасти вдвое. Наметилась тенденция приобретения не подержанных, а новых электромобилей. Уже с 2017 года начались официальные поставки с заводов компаний BMW, Hyundai, Kia, Renault.

Читайте также: Электромобили в Украине

Ближайшие перспективы

У властей есть желание организовать производство машин на электрической тяге в Украине. Они могут реализовываться и на внешнем рынке. В связи с этим готовится проект закона об отмене НДС и акциза на изготавливаемые электромобили. Он же коснется комплектующих изделий и производства зарядных станций.

В ближайшем будущем планируется освободить от НДС услуги такси, если они предоставляются предприятием, состоящим из электромобилей. Опыт зарубежных стран по дотациям на покупку таких машин пока для Украины не приемлем.

Проблемы электромобилей в Эстонии

Эрмо Контсон — директор предприятия, где сейчас 50 машин-электротакси, рассказал о проблемах в Эстонии. Начав шесть лет назад с одного электрокара, никто не верил, что у него все получится.

Однако снижение цены на оказание услуги и особенности транспортных средств сделали свое дело. Сейчас бизнес идет успешно, ожидают очередную поставку новых электромобилей Nissan Leaf и Tesla.

Электрокар Nissan Leaf

Электрокар Nissan Leaf

Жители Эстонии имеют такие же сложности, как и во всех остальных государствах СНГ. Нет инфраструктуры для электромобилей и зарядных станций. Это сдерживает увеличение их количества.

К дотациям на приобретение таких машин в этой стране отношение больше негативное. Люди не понимают, почему их деньги из бюджета должны попадать тем, кто будет покупать электромобиль. Остальные же при этом не получают ничего.

Больше поддерживаются мероприятия, по которым идет Украина — снижение налогов. Сегодня в Эстонии никаких льгот на покупку электрокаров нет. Проблемы электромобилей здесь этим фактом усиливаются.

В противоположность эстонцам население Беларуси к дотациям на электрокары относится спокойно. Жители, понимают, что их деньги в этом случае все равно идут во благо для поддержания чистоты воздушной среды.

Читайте также: Результаты мировых продаж электромобилей

Специалист подчеркнул, что цены на жидкое топливо для автомобилей растут. Природные ресурсы для его производства истощаются. Через десять лет это будет реальная проблема, и другого выхода, как электромобили просто нет.

Опыт эксплуатации электрокаров

Относительно инфраструктуры ремонтов руководитель таксомоторной компании сделал интересное заявление. Он сказал, что его парк электромобилей проехал с момента создания предприятия 12 миллионов километров.

За это время в новых машинах ничего не ломалось, и потребности в ремонтах не было. Технологии их изготовления совершенны, и не провоцируют поломок.

Кыргызстан

Арсен Рыспеков – заместитель руководителя агентства по охране окружающей среды, комментировал проблемы электромобилей своей страны. Отмечено, что, к принятию мер по развитию рынка автомобилей на электричестве, Кыргызстан привело загрязнение воздуха.

И в первую очередь в Бешкеке, где смог стоит уже не один год. Главная причина этому – выбросы автомобилей, составляющие 80% в числе всех остальных загрязнителей.

Начать переходить на экологический транспорт в этой стране планируют с автобусов на электрической тяге. Ориентируются на Китай. Для этого рассматривается вопрос строительства завода по производству электромобилей.

Китайский автобус BYD на электричестве

Китайский автобус BYD на электричестве

Они должны выпускаться, как для перевозки пассажиров, так и индивидуального пользования. Остаются открытыми вопросы по инфраструктуре и снятию налоговых платежей. Это должно коснуться ввозимой из-за границы техники, которая не загрязняет воздух.

Будут ли в будущем проблемы у владельцев традиционных машин

В ближайшее время основные проблемы электромобилей в удешевлении батарей, скорее всего, будут решены. Тогда может наступить время преобладания над машинами с ДВС и вытеснения этих моделей с рынка.

Во многих странах для владельцев авто вводится экологический сбор. Это подталкивает водителей к приобретению более «чистых» машин, хотя это может быть и не электромобиль.

Так планирует в будущем поступить Украина, поскольку средний возраст эксплуатируемых авто здесь составляет 18 лет. Это будет касаться только вновь ввозимых машин. Те, кто уже имеет, например, старенькие Жигули, в обложение налогом попадать не будут.

Зарядные станции - это пока проблемы электромобилей для стран бывшего СН

Зарядные станции — это пока проблемы электромобилей для стран бывшего СНГ

А желающим пригнать машину из-за рубежа придется задуматься. Или платить сбор за ввоз подержанного авто, или покупать более прогрессивную машину, где выбросов нет или они меньше.

Существует и еще один спорный вопрос. Все ли страны сейчас приветствуют сокращение количества авто на жидком топливе? Какова тут позиция крупных нефтепроизводителей, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы?

Проблемы электромобилей — утилизация отработанных батарей

Пока на утилизацию отработавшей свой ресурс батареи используется больше энергии, чем на ее производство. Кроме того, электроэнергия в подавляющем большинстве случаев производится из не возобновляемых источников энергии.

Проблемы электромобилей - утилизация их батарей

Проблемы электромобилей — утилизация их батарей

С учетом всего этого, возникает вопрос. Настолько ли экологически чист электромобиль, если все обстоит именно так? Может традиционное авто и неплохо смотрится по сравнению с электрокаром?

Читайте также: Японцы повторно используют отработанную батарею электрокара

Эстонцы пропагандируют повторное использование отработанных батарей на примере японского метода. Тогда и с их утилизацией проблем становится значительно меньше. Тем более это ценно, например, для Украины. Здесь существуют два тарифа стоимости электроэнергии – ночной и дневной.

Ночное электричество в 2-2,5 раза дешевле, чем потребление электроэнергии днем. Накопив в блок изношенных аккумуляторов недорогую ночную электроэнергию (как предлагают японцы), днем ее можно использовать для любых нужд. Заряжать машины от электрической сети ночью также очень выгодно.

Что в итоге

Конечно, мировые ресурсы нефти истощаются и нужно искать им альтернативу. Проблемы электромобилей будут решаться, а их использование расширяться.

Успех этого процесса зависит от способности человечества найти способы вырабатывать электрическую энергию из разных источников. Если этого не произойдет, то может случиться так, что и электрокары не найдется чем заправить.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Это статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

Источник: sputnik