Электромобили: проблемы и перспективы в бывших странах СНГ и Балтии

Пресс-центр Sputnik 12 февраля 2018 года провел видеомост, посвященный проблемам расширения рынка продаж и условиям пользования электромобилями в Беларуси, Украине, Молдове, Эстонии и Кыргызстане.

Электрокар на зарядной станции

Электрокар на зарядной станции

На телеконференции специалисты по авторынкам рассказали о ситуации в каждом из регионов и прогнозировали дальнейшее развитие увеличения количества электрических машин в своих странах. Из проведенного общения становится понятным, как велико отставание от Европейских стран, США и Китая, которые сейчас идут впереди всех в мире по вытеснению традиционных машин и их замещению электрокарами.

Беларусь

Владимир Нистюк – руководитель ассоциации «Возобновляемая энергетика» считает, что основой для увеличения возможностей приобретения электрокаров является наличие доступной электроэнергии, чтобы заряжать их батареи. Это касается как стоимости, так и точек подключения для ее отбора. Платежеспособность населения – второй основной фактор для приобретения такой техники.

В Беларуси пока нет инфраструктуры для владельцев электромобилей – сервиса, ремонта и зарядных станций. Тем не менее, совсем скоро будут серийно выпускаться электрокары, собранные на заводе этой страны, а по Минску уже курсируют электробусы белорусской сборки.

Читайте также: Zotye – электрокар из Беларуси

Кроме этого есть несколько зарядных электрических станций, работающих на солнечной энергии. В 2019 году государство планирует принять соответствующий закон об электроэнергетике, которым будут урегулированы многие вопросы, в том числе и в отношении электромобилей.

Специалист отметил, что, их массовое использование в его стране наступит лет через десять – пятнадцать. Ведь искусственно подталкивать многие технологические процессы нельзя. Ко всему нужно идти постепенно, иначе есть риск получить в результате таких инициатив много разноплановых проблем. Например, для электробусов в Минске разработаны и действуют интерактивные остановки, на которых они могут пополнить свой запас электричества. Это пример поэтапного решения одной из главных проблем электрического транспорта – подзарядки батарей.

Молдова

Николай Некрасов – директор автосалона отметил, что особенностью молдавского национального авторынка является то, что он пока очень мал, и это не привлекает крупных продавцов электрических машин. Влияет и отсутствие каких-либо льгот на их приобретение, что не дает возможности привлечь к покупке большинство населения.

Тем не менее, в середине 2016 года власти уделили этому вопросу внимание и сделали первый шаг в сторону улучшения ситуации — исключили НДС при ввозе электромобилей. Вторым положительным моментом должно стать принятие весной 2018 года закона об утилизации отходов, в том числе и аккумуляторных батарей. Полное отсутствие инфраструктуры для пользования машинами на электрической тяге также не служит фактором расширения их продаж.

Нельзя сказать, что в Молдавии электромобилей нет вообще. Они есть, но таких машин очень мало. Прогнозируя их массовое появление, специалист отметил, что это может случиться не ранее 2021 года. Причем, в это время появятся вероятнее всего подержанные экземпляры, а приток новых следует ожидать только к 2025 году.

В общей массе продаваемых авто в Молдове доля продаж, равная 1/3 для электромобилей, станет возможной не ранее 2028 года. Главной причиной этому является стоимость основного элемента такой машины – батареи и скорость ее удешевления.

Украина

Олег Нестеренко — генеральный директор ВААИД (Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров) отметил, что государством в 2016 году была отменена пошлина (10% от его стоимости) на ввоз электромобилей в Украину. Это сразу же дало положительный результат – количество ввозимых электрокаров выросло вдвое.

С начала 2018 года вступила в действие отмена акцизного сбора и НДС на ввозимые электромобили. Остаются обязательными к оплате только регистрационный налог и пенсионный сбор. Поэтому, тенденция такова, что ожидается дальнейший рост количества электрических машин.

Сейчас рынок продаж электрокаров, так же как и в Молдове, небольшой. Но, январь месяц этого года уже показал увеличение ввоза на 19% против января 2017 года. Предполагается, что за год их количество должно возрасти вдвое. Наметилась тенденция приобретения не подержанных, а новых электромобилей. Уже с 2017 года начались официальные поставки с заводов компаний BMW, Hyundai, Kia, Renault.

Читайте также: Электромобили в Украине

У властей есть желание организовать производство машин на электрической тяге в Украине для их реализации в том числе и на внешнем рынке. В связи с этим готовится проект закона об отмене НДС и акциза на изготавливаемые электромобили, комплектующие и на производство зарядных станций.

В ближайшем будущем планируется освободить от НДС услуги такси, если они предоставляются предприятием, состоящим из электромобилей. Опыт зарубежных стран по предоставлению дотаций при покупке таких машин пока для Украины не приемлем.

Эстония

Эрмо Контсон — директор предприятия, где сейчас 50 машин-электротакси, рассказал о проблемах в Эстонии. Начав шесть лет назад с одного электрокара, никто не верил, что у него все получится. Однако снижение цены на оказание услуги и особенности транспортных средств сделали свое дело. Сейчас бизнес идет успешно, ожидают очередную поставку новых электромобилей Nissan Leaf и Tesla.

Жители Эстонии имеют такие же сложности, как и все, в случае покупки электрокаров — отсутствие инфраструктуры и зарядных станций. Это и сдерживает увеличение их количества. К дотациям на приобретение таких машин в этой стране отношение больше негативное. Люди не понимают, почему их деньги из бюджета должны попадать тем, кто будет покупать электромобиль. Остальные же при этом не получают ничего. Они больше поддерживают мероприятия, по которым идет Украина, то есть, по пути снижения налогов. Сегодня в Эстонии никаких льгот на покупку электрокаров нет.

В противоположность эстонцам население Беларуси к дотациям на электрокары относится спокойно. Жители, понимают, что их деньги в этом случае все равно идут во благо для поддержания чистоты воздушной среды.

Читайте также: Результаты мировых продаж электромобилей

Специалист подчеркнул, что цены на жидкое топливо для автомобилей растут, и природные ресурсы для его производства истощаются. Через десять лет это будет реальная проблема, и другого выхода, как электромобили просто нет.

Относительно инфраструктуры ремонтов руководитель таксомоторной компании ответственно заявил, что его парк электромобилей проехал с момента создания предприятия 12 миллионов километров. За это время в новых электромобилях ничего не ломалось, и потребности в ремонтах не было. Технологии изготовления совершенные и не провоцируют поломок.

Кыргызстан

Арсен Рыспеков – заместитель руководителя агентства по охране окружающей среды отметил, что, к принятию мер по развитию рынка автомобилей на электричестве Кыргызстан привело загрязнение воздуха. И в первую очередь в Бешкеке, где смог стоит уже не один год. Главная причина этому – выбросы автомобилей, составляющие 80% в числе всех остальных загрязнителей.

Начать переходить на экологический транспорт в этой стране планируют с автобусов на электрической тяге по примеру Китая. Для этого рассматривается вопрос строительства завода по производству электромобилей, как для перевозки пассажиров, так и индивидуальных машин. Остаются открытыми вопросы по инфраструктуре и снятию налоговых платежей для ввозимой из-за границы техники, которая не загрязняет воздух.

Будут ли в будущем проблемы у владельцев традиционных машин

После решения основной проблемы электромобиля – удешевления батареи может наступить время их преобладания над машинами с ДВС и вытеснения их с рынка. Во многих странах для владельцев авто вводится экологический сбор. И это подталкивает водителей к приобретению более «чистых» машин (хотя это может быть и не электромобиль).

Так планирует в будущем поступить и Украина, поскольку средний возраст эксплуатируемых авто здесь составляет 18 лет. Это будет касаться только вновь ввозимых машин. Те, кто уже имеет, например, старенькие Жигули, в обложение налогом попадать не будут. А желающим пригнать машину из-за рубежа придется решать – или платить сбор за ввоз подержанного авто, или покупать более прогрессивную машину, где выбросов нет или они меньше.

Существует и еще один спорный вопрос – экономики всех ли стран сейчас приветствуют сокращение количества авто на жидком топливе? Какова тут позиция крупных нефтепроизводителей, которые оказывают существенное влияние на мировые процессы?

Утилизация отработанных батарей от электрокаров

Пока на утилизацию отработавшей свой ресурс батареи используется больше энергии, чем на ее производства. Кроме того, электроэнергия в подавляющем большинстве случаев производится из не возобновляемых источников энергии. С учетом всего этого, возникает вопрос, настолько ли экологически чист электромобиль, если все обстоит именно так? Может традиционное авто и неплохо смотрится по сравнению с электрокаром?

Читайте также: Японцы повторно используют отработанную батарею электрокара

Эстонцы пропагандируют повторное использование отработанных батарей на примере японского метода. Тогда и с их утилизацией проблем становится значительно меньше. Тем более это ценно, например, для Украины. Здесь существуют два тарифа стоимости электроэнергии – ночной и дневной.

Ночное электричество в 2-2,5 раза дешевле, чем потребление электроэнергии днем. Накопив в блок изношенных аккумуляторов недорогую ночную электроэнергию(как предлагают японцы), днем ее можно использовать для любых нужд, в том числе и для зарядки электромобилей. Точно также заряжать машины от электрической сети ночью очень выгодно.

Итоги

Конечно, мировые ресурсы нефти истощаются и нужно искать ей альтернативу. Переход на электромобили будет продолжаться, и успех этого процесса зависит от способности человечества найти способы вырабатывать электрическую энергию из разных источников. Если этого не произойдет, то может случиться так, что и электрокары не найдется чем заправить.

 

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Это статья защищена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещено любое копирование без моего разрешения.

 

Источник: sputnik