Вариатор опережения угла зажигания при переводе авто на газ

Сохранить динамику движения автомобиля при переводе на газ является обязательным условием. Вариатор опережения угла зажигания во многом решает эту задачу. 

Вариатор опережения угла зажигания в двигателе на газе

Вариатор опережения угла зажигания в двигателе на газе

И это не единственная проблема в такой ситуации. Кроме нее устройство также существенно влияет на величину расхода топлива.

Вариатор угла опережения зажигания в переведенном на газ автомобиле

Чтобы понять, как все происходит, следует разобраться в некоторых моментах использования топлива и работе вариатора.

Разница в сжигании бензина и газа

Величина октановых чисел бензина и газа существенно отличается.  Для бензина она равна 92, 95, 98 единиц. Для пропан-бутана — 100 – 105, метана – до 120 единиц. Отсюда процессы сгорания газового и бензинового топлива в цилиндре двигателя автомобиля имеют различия.

Газ сгорает медленнее. Поэтому при одинаковом угле опережения зажигания его расход будет больший, чем бензина. Мощность и тяга мотора будет уменьшаться.

В момент открытия выпускных клапанов, газ, продолжая сгорать, имеет значительно большую температуру, чем бензиновая смесь. Это создает значительное температурное воздействие на клапаны и седла. Как говорят в народе они «сгорают».

Работа вариатора угла опережения зажигания (вариатор УОЗ) устраняет эти проблемы. Он обеспечивает оптимальную работу бензинового двигателя на газообразном топливе.

Как работает вариатор угла опережения зажигания

Электронное устройство автоматически делает так, чтобы газовоздушная смесь в цилиндрах воспламенялась раньше, чем бензиновая. Это позволяет ей полностью сгорать, не допуская проблем, указанных выше.

Вариатор "Stag"

Вариатор Stag

В четырехтактном двигателе внутреннего сгорания искровой разряд свечи зажигания воспламеняет топливную смесь на границе тактов рабочего хода и сжатия.

Это происходит за несколько градусов до положения коленчатого вала, когда поршень достигает верхней мертвой точки. Вариатор угла опережения зажигания сдвигает эту точку вперед на нужную для газа величину.

Будет ли работать машина на газе без вариатора

Конечно, будет, но это будет сопровождаться тремя основными проблемами. Во-первых, двигатель потеряет мощность и динамику. Во-вторых, появится повышенный расход газа. В-третьих, возникнет риск повреждения клапанов и седел.

Можно проделать элементарный и доступный каждому эксперимент.  Он состоит в оценке качества работы моторов автомобилей на газе с вариатором и без него.

Для этого нужно приложить руку к обрезу выхлопной трубы одного и другого авто. Там, где установлен вариатор угла опережения зажигания, температура и давление выхлопных газов будет меньше. Соответственно, режим работы такого двигателя более благоприятный.

Читайте также: Газовое оборудования Lovato для автомобилей

Можно ли обойтись без вариатора

При переводе автомобилей на газ существует практика «прошивок» электроники на два вида топлива – бензин/газ или на один газ. Недостаток их в том, что никогда точно невозможно определить, на какие углы опережения они «прошиты». Соответственно и ожидаемый результат трудно прогнозировать.

В отличие от этого варианта решения вопроса вариатор угла опережения зажигания выпускается под определенную марку автомобиля. Кроме этого производитель выполняет их опробование на соответствующих испытательных стендах.

Плата вариатора

Плата вариатора

Электронная система управления газобаллонным оборудованием четвертого поколения управляет только своими газовыми форсунками. Она не контролирует, а, соответственно, и не корректирует параметры зажигания.

Система впрыска газа врезается между блоком управления двигателем и бензиновыми форсунками. Она только получает соответствующие сигналы от «мозгов» автомобиля. Далее с помощью газового контроллера перенаправляет их на свои газовые форсунки.

Так что сама по себе установка ГБО не корректирует систему зажигания автомобиля под газ. Ею в любом случае управляет «родная» электроника двигателя. Ей все равно, какое топливо используется. Вся регуляция происходит без корректировок с учетом его свойств.

Детонация

Еще говорят, что коррекция зажигания происходит по детонации, а газ ей не подвержен. Значит и угол опережения зажигания при его использовании автоматически устанавливается раньше. Но, датчик детонации реагирует на использование топлива с октановым числом ниже нормы.

Его сигнал воспринимается блоком управления, как команда к переводу зажигания на более позднее. А если детонация отсутствует, как у газа? Тогда зажигание выставляется на штатные параметры, как для бензина соответствующего качества.

Поэтому, вариатор угла опережения зажигания при установке газовой аппаратуры на автомобиль, является необходимым устройством.

Как вариатор влияет на бензиновые регулировки двигателя

Он подключается к контроллеру газовой системы автомобиля. Выполняет соответствующие регулировки угла опережения зажигания только при работе двигателя на газе. Влияния на регулировки при использовании в качестве топлива бензина вариатор не оказывает.

Как установить вариатор угла опережения зажигания

Правильней сказать не «установить», а «правильно установить». На современные автомобили с возможностями многоуровневой самодиагностики это нужно делать только в соответствующих специализированных центрах.

Автор: Сергей Морозов.

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.