Atiker Nicefast – газовое оборудование для автомобилей

Atiker Nicefast – это комплект ГБО четвертого поколения турецкого производства. Предусматривается только для применения сжиженного газа пропан – бутана.

Комплект газового оборудования Atiker Nicefast

Комплект газового оборудования Atiker Nicefast

 Может устанавливаться практически на любой автомобиль с четырехцилиндровым бензиновым инжекторным двигателем. Выпускаемые под своим именем недорогие комплектующие в основном копируют оборудование дорогих мировых брендов. Вследствие этого стоимость комплекта получается не большой.

Что такое ГБО Atiker Nicefast

Весь комплект оборудования этого производителя можно условно разделить на несколько узловых составляющих. По логике устройства комплекта и его работы первым стоит блок заправки и хранения газа.

Далее следует транспортирующая магистраль высокого давления. Она приводит топливо к блоку снижения давления и испарения газа. Завершающим является система дозировки и подачи газа.

Рассмотрим каждую составляющую более подробно.

Блок заправки и хранения газа

К нему относятся несколько узлов, каждый из которых выполняет свои функции. Первым является устройство подключения заправочного шланга. За ним идет баллон для накопления газа. На нем смонтировано устройство контроля уровня наполнения. Завершает этот блок узел сброса в атмосферу остатков газа при выполнении заправки.

Заправочное устройство (ЗУ)

Это специальная конструкция, к которой подключается заправочный шланг. Через него производится заливка сжиженного газа от заправочной струбцины в баллон. ЗУ монтируется вне пределов автомобиля.

Заправочное устройство Atiker

Заправочное устройство Atiker

Это необходимо для недопущения попадания остатков газа в салон автомобиля при подсоединении и отсоединении струбцины. Предусмотрен обратный клапан для исключения выхода газа из баллона при завершении наполнения.

Баллон

Они выпускаются цилиндрической формы и тороидальной формы. Для легковых автомобилей вместимость составляет от 20 до 65 литров (цилиндр). От 27 до 42 литров газа вмещает конструкция в виде тора.

Тороидальный газовый баллон для установки в багажнике в месте размещения запасного колеса

Тороидальный газовый баллон для установки в багажнике в месте размещения запасного колеса

Размеры баллонов разнообразные. Обеспечивается возможность их установки в багажнике автомобиля или в нише для запасного колеса. Для ГБО Atiker Nicefast подойдет любой из них.

Мультиклапан

Он предназначен для контроля и ограничения уровня заполнения баллона и исключения его переполнения. Емкость не должен заполняться боле, чем на 80% ее объема. Оставшиеся 20% — это «паровая фаза». Она присутствует всегда в соответствии с природным свойством пропан – бутана.

Мультиклапан

Мультиклапан

Переполнение баллона и отсутствие свободных 20% крайне опасно. При испарении газа (особенно вследствие нагрева, например, на солнце) давление в нем начнет увеличиваться. Это может привести к появлению утечек газа и даже к разрыву баллона. Не выводите из строя мультиклапан, пытаясь залить газа как можно больше.

Он монтируется на баллон, как цилиндрической, так и тороидальной формы. Конструкцией предусмотрено два вентиля. Один для перекрытия расхода газа высокого давления к редуктору, другой – для перекрытия после заправки.

Датчик уровня газа в баллоне

Это устройство отражает остаток количества газа в баллоне. Передает сигнал на панель переключения вида топлива, установленную в салоне автомобиля.

Вентиляционная коробка и гофрированные шланги

Они предназначены для локализации возможной утечки газа из элементов конструкции мультиклапана. Если утечка произошла, то она не распространяется по багажнику и салону автомобиля.

При необходимости сброс газа происходит через шланги, соединенные с вентиляционной коробкой

При необходимости сброс газа происходит через шланги, соединенные с вентиляционной коробкой

Вытекший газ скапливается в объеме вентиляционной коробки и удаляется через гофрированные шланги наружу. За счет этого ГБО Atiker Nicefast не допускает дискомфорта из-за наличия запаха газа.

Вентиляционная коробка и гофрированные шланги монтируются на горловине цилиндрического баллона. Такая же система предусмотрена и на тороидальном баллоне. Там это происходит в полости под крышкой, закрывающей объем внутренней части тора.

Транспортирующая газовая магистраль высокого давления

Газ в баллоне находится под высоким давлением (до 1,6 Мпа). Далее он подается по газопроводу высокого давления через электромагнитный клапан к редуктору.

Магистраль высокого давления

Это трубопровод, который должен иметь соответствующую прочность и пластичность для исключения разрывов и утечек газа. Применяются трубки термопластиковые от производителей «Alex» или «Faro» с внутренним диаметром 6 или8 мм. Они выдерживают давление до 2, 9 Мпа в диапазоне температур от – 20оС до + 125оС.

Предлагается также применять медный трубопровод в пластиковой оплетке «BRC». Предпочтение следует все же отдавать пластиковым трубкам. Медь в процессе эксплуатации оказывает отрицательное влияние на работу ГБО. При транспортировке по ней пропан – бутана, она окисляется. Это факт, вопреки всем разговорам, что с медью этого не может быть. Образуется окалина, которая засоряет систему.

Для соединения элементов трубопровода следует применять фирменные фитинги. Их диаметр составляет 6 или 8 мм, например, «Faro». Бывают прямые и угловые в сборе. Это обеспечит надежность крепления и отсутствие утечек при использовании ГБО Atiker Nicefast.

Клапан газовый электромагнитный

Это устройство устанавливается перед редуктором. Его основное назначение – прекращать подачу жидкой фракции газа из баллона. Это необходимо, когда зажигание выключается, двигатель останавливается или при переходе на использование бензина.

Электромагнитный клапан Atiker

Электромагнитный клапан Atiker

Также клапан выполняет предварительную (грубую) очистку жидкой фракции газа за счет фильтра, установленного в нем. Задержка тяжелых примесей производится за счет магнита, установленного в специальной емкости.

Читайте также: Газовое оборудование Stag – 4 для автомобилей

Блок снижения давления и испарения газа Atiker Nicefast

Основной составляющей этого блока является газовый редуктор. Среди других производителей редукторы Atiker сегодня представляют собой наиболее удачное сочетание цена – качество.

Редуктор

Он исполняет три функции при поступлении газа высокого давления. Во-первых, снижает его до давления средней величины 1,0 – 1,5 бар. Во-вторых, поддерживает это давление при любом режиме работы двигателя. В-третьих, испаряет жидкую фракцию газа в газообразное состояние.

Газовый редуктор ГБО Atiker Nicefast

Газовый редуктор ГБО Atiker Nicefast

Это происходит за счет использования температуры охлаждающей жидкости двигателя. Она протекает через редуктор, подключенный к ней.

Выпускается целый ряд модификаций редукторов. Среди них:

Atiker 02 — мощностью 120 квт. Имеет вакуумное управление давлением газа на выходе редуктора, подвод трубкой диаметром 6 мм.

Atiker 03 Super — для двигателей с объемом 2500 — 6000 см3 (около 280 л с). Вход в редуктор производится трубкой 8 мм.

Atiker 06 Super Max 200 kw — оснащен двумя выходами. Это дает возможность подключать его к V — образному двигателю с двумя форсуночными планками. Имеет вход диаметром 8 мм.

Atiker 08 — мощностью 100, 130 квт (для авто около 140, 180 л с). Имеют встроенный газовый клапан и фильтр грубой очистки жидкой фазы газа. Выходная трубка имеет диметр 8 мм, а подводящая — 6 мм.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

В ГБО Atiker Nicefast он устанавливается на редукторе. Измеряет величину нагрева охлаждающей жидкости и передает эту информацию на электронный блок управления (ЭБУ). Обрабатывая эту информацию, ЭБУ дает команду на переход с бензина на газ.

Фильтр тонкой очистки газа

Предназначен для полной очистки испаренного газа перед подачей на форсунки. Очень важный элемент системы газобаллонного оборудования. Он защищает форсунки от повреждения и выхода из строя.

Блок дозировки и подачи газа Atiker Nicefast

После прохождения газом последней стадии очистки наступает самый ответственный момент в работе ГБО. Он состоит в подаче топлива во впускной коллектор двигателя. Эту функцию исполняют два элемента системы – блок форсунок и ЭБУ.

Электронный блок управления

Электронный блок управления

Электронный блок управления (ЭБУ)

На основе получаемых данных его программное обеспечение рассчитывает два важных показателя. Первый состоит в определении количества топлива, поступающего в двигатель в каждый момент его работы. Второй решает, когда должно произойти переключение работы с бензина на газ и наоборот.

Для этого электронный блок управления получает и обрабатывает сигналы от нескольких датчиков. Учитывается температура, уровень и давление газа. Измеряется температура охлаждающей жидкости в редукторе и разряжение во впускном коллекторе. Берется во внимание количества оборотов двигателя и время впрыска бензиновых форсунок.

Газовые форсунки

Именно от их работы зависит стабильность работы мотора и расход топлива при использовании ГБО Atiker Nicefast . Каждая форсунка программируется электронным блоком управления. В нужный момент она выдает требуемое количество топлива, которое впрыскивается во впускной коллектор двигателя.

Форсунки "Atiker"

Форсунки Atiker

Кроме форсунок Atiker АНС c разъемом Valtec могут применяться и другие их марки. Это изделия от производителей Keihin, Hana, OMVL или Valtec.

Например, «Valtec» — одни из самых недорогих. Характеризуются высокой ремонтопригодностью и способность использовать не очень качественный газ. Требуют частой настройки и ремонта (установка нового ремкомплекта и калибровка на стенде). Время срабатывания достаточно большое – 3,5 мс, что не каждому автомобилю подойдет.

Датчик разряжения и давления

Измеряет и передает на электронный блок управления показатели давления газа на форсуночной планке и разрежения во впускном коллекторе. Обрабатывая эти данные, ЭБУ рассчитывает количество газа, которое необходимо использовать в каждый момент работы двигателя.

Переключатель режима работы двигателя "газ - бензин"

Переключатель режима работы двигателя газ — бензин

Переключатель режима работы двигателя

Переключение режима работы газ – бензин в ручном режиме выполняется при помощи этого устройства. Оно устанавливается в салоне авто и отражает через светодиоды два момента. Это вид топлива, но котором работает мотор в данный момент. Вторая информация говорит об остатке газа в баллоне.

Кроме этого переключатель снабжен специальным зуммером. Один его сигнал извещает водителя об автоматическом переходе мотора на бензин (газ закончился). Другой говорит о неисправности одного или нескольких элементов ГБО. В такой ситуации система отключилась и авто продолжает движение на бензине.

Читайте также: Как выбрать ГБО 4 поколения для автомобиля

Наладка и использование ГБО

После завершения работ по установке оборудования Atiker Nicefast производится установка основных параметров и настройка. Для этого на компьютер должно быть установлено программное обеспечение Nicefast.

В него вводятся данные автомобиля и установленного оборудования. После этого производится автоматическая калибровка. Выполняется пробная поездка и проверяется правильность установленных в результате калибровки параметров. При необходимости производится их корректировка.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.